среда, 26 февраля 2014 г.

О крыльях и хвостах

Что такое хвост и в какой части тела он растет, знает каждый ребенок. Но вот парадокс, у студентов хвосты вырастают из головы… В результате ее работы, а чаще – недоработок. Попробуем разобраться, можно ли с этой бедой сладить, и какие пути в отдельно взятом вузе для этого необходимо предпринять.



Впрочем, обо всем по порядку. Итак, «академическая задолженность» (в разговорном варианте – «хвост») может проявиться на любом этапе образования от начального общего до высшего. Конечно, странно, что некоторые это до сих пор не понимают, но «хвост» - это любой несданный зачет, экзамен, незащищенная вовремя курсовая или практика, в общем, любой вид отчетности или практической работы.

Как справедливо отмечают наши коллеги с портала «Мы студенты», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не указывает точного количества академических текущих задолженностей, которые обучающийся может иметь и, конечно же, обязан ликвидировать. Точно называются только количество возможных пересдач и максимальный срок, в который возможна ликвидация. Увы и ах, «хвост в законе» можно пересдавать всего два раза. Первый раз – преподавателю, который ведет данный курс или принимает отчетность по практике, а второй – уже целой комиссии, назначаемой деканатом или учебной частью. Не трудно посчитать, что шансов у студента при втором варианте значительно меньше. Максимальные сроки, в которые допускается пересдача «хвоста в законе» – год. Но, обратите внимание, в каждом вузе сроки могут варьироваться в зависимости от Устава и во многих случаях он может быть и минимальным – 10-14 дней со дня начала очередного семестра. Поэтому не думайте, что впереди целый год, а в первый же учебный день идите в деканат и исправляйте сложившееся положение. И помните, по закону, если должник не справился с двумя пересдачами или просто не явился к преподавателю, не имея уважительной причины – он будет отчислен.

Как говориться, закон суров, но это закон. Посмотрим, что же происходит на практике. Ведь, как известно в России правоприменительная практика столь же не идеальна, сколь не идеальны сами законы. Что ж, в жизни преподаватели (ничто человеческое им не чуждо) очень часто жалеют нерадивых студентов, позволяя пересдавать им раз за разом, закрывая глаза на мелкие недочеты. И лишь откровенное хамство по отношению к предмету или самому преподавателю, либо полное игнорирование требований к отчетности приводит к отчислению студента.

С другой стороны, как показывает все та же практика, бывают ситуации, когда пропуски и академическая задолженность возникают не на пустом месте. Многие студенты-платники сами зарабатывают себе на учебу, у кого-то уже в вузе появляются дети, да мало ли еще какие проблемы могут возникнуть. Вопрос в другом, как помочь студенту эти проблемы преодолеть и «хвосты» обрубить…

Именно с этим вопросом мы отправились в клуб «Психологическая среда» (СаГА), где с помощью игротехнических технологий решаются и более сложные вопросы. И что же вы думаете, после учета всех параметров проблемы в результате игры-тренинга удалось получить весьма эффективный рецепт решения извечной проблемы.

Во-первых, педагогам необходимо установить обратную связь со студентами, и лучше анонимную (почтовый ящик, либо блог в Интернете). Это позволит собрать более объективную информацию и сподвигнет две стороны вузовского обучения к более тесному диалогу.
Во-вторых, просто крайне необходимо совместно решать проблему занятости и работы для студентов. Например, можно создать внутривузовскую биржу труда для студентов, где будут предлагаться вакансии близкие к той профессии, по которой учится студент, и не требующие полного отрыва от обучения. Поверьте, это возможно.

В-третьих, и это реально «ноу-хау», предлагается создать внутри вуза игровую комнату для временного пребывания детей. В качестве «беби-ситтеров» могут выступать студенты-психологи, или ребята, у которых попросту нет пар. На время учебы студенты мамы или папы могли бы оставлять детей в игровой, и не пропускать самые важные пары.

Предложила «Психологическая среда» не только конструктив, приятно отдающий пряником, но и легкую «пугалку» для тех студентов-юношей, которые не ходят в вуз просто так. Это регулярные встречи с военкомом, который напомнит, что служить родине – это священный долг, и как только не сдаете сессию – «добро пожаловать в армию, сынок»…

Итак, если подытожить все, о чем говорилось выше, проблему «хвостов» в отдельно взятом вузе решить можно. Главное, чтобы было обоюдное желание, чтобы был диалог и понимание, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И тогда незабываемое ощущение будет будоражить нежные студенческие души. Волшебное чувство, когда «хвост» отваливается и вырастают крылья, когда хочется взмахнуть ими и подняться высоко-высоко… Я помню, что люди не летают, как птицы… Но хоть чуточку подняться, ведь лучше низко лететь, чем быть тем, кто рожден вечно ползать.

А. Новиков

1 комментарий: