Что такое хвост и в какой части тела он растет, знает каждый ребенок. Но вот парадокс, у студентов хвосты вырастают из головы… В результате ее работы, а чаще – недоработок. Попробуем разобраться, можно ли с этой бедой сладить, и какие пути в отдельно взятом вузе для этого необходимо предпринять.
Впрочем, обо всем по порядку. Итак, «академическая задолженность» (в разговорном варианте – «хвост») может проявиться на любом этапе образования от начального общего до высшего. Конечно, странно, что некоторые это до сих пор не понимают, но «хвост» - это любой несданный зачет, экзамен, незащищенная вовремя курсовая или практика, в общем, любой вид отчетности или практической работы.
Как справедливо отмечают наши коллеги с портала «Мы студенты», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не указывает точного количества академических текущих задолженностей, которые обучающийся может иметь и, конечно же, обязан ликвидировать. Точно называются только количество возможных пересдач и максимальный срок, в который возможна ликвидация. Увы и ах, «хвост в законе» можно пересдавать всего два раза. Первый раз – преподавателю, который ведет данный курс или принимает отчетность по практике, а второй – уже целой комиссии, назначаемой деканатом или учебной частью. Не трудно посчитать, что шансов у студента при втором варианте значительно меньше. Максимальные сроки, в которые допускается пересдача «хвоста в законе» – год. Но, обратите внимание, в каждом вузе сроки могут варьироваться в зависимости от Устава и во многих случаях он может быть и минимальным – 10-14 дней со дня начала очередного семестра. Поэтому не думайте, что впереди целый год, а в первый же учебный день идите в деканат и исправляйте сложившееся положение. И помните, по закону, если должник не справился с двумя пересдачами или просто не явился к преподавателю, не имея уважительной причины – он будет отчислен.
Как говориться, закон суров, но это закон. Посмотрим, что же происходит на практике. Ведь, как известно в России правоприменительная практика столь же не идеальна, сколь не идеальны сами законы. Что ж, в жизни преподаватели (ничто человеческое им не чуждо) очень часто жалеют нерадивых студентов, позволяя пересдавать им раз за разом, закрывая глаза на мелкие недочеты. И лишь откровенное хамство по отношению к предмету или самому преподавателю, либо полное игнорирование требований к отчетности приводит к отчислению студента.
С другой стороны, как показывает все та же практика, бывают ситуации, когда пропуски и академическая задолженность возникают не на пустом месте. Многие студенты-платники сами зарабатывают себе на учебу, у кого-то уже в вузе появляются дети, да мало ли еще какие проблемы могут возникнуть. Вопрос в другом, как помочь студенту эти проблемы преодолеть и «хвосты» обрубить…
Именно с этим вопросом мы отправились в клуб «Психологическая среда» (СаГА), где с помощью игротехнических технологий решаются и более сложные вопросы. И что же вы думаете, после учета всех параметров проблемы в результате игры-тренинга удалось получить весьма эффективный рецепт решения извечной проблемы.
Во-первых, педагогам необходимо установить обратную связь со студентами, и лучше анонимную (почтовый ящик, либо блог в Интернете). Это позволит собрать более объективную информацию и сподвигнет две стороны вузовского обучения к более тесному диалогу.
Во-вторых, просто крайне необходимо совместно решать проблему занятости и работы для студентов. Например, можно создать внутривузовскую биржу труда для студентов, где будут предлагаться вакансии близкие к той профессии, по которой учится студент, и не требующие полного отрыва от обучения. Поверьте, это возможно.
В-третьих, и это реально «ноу-хау», предлагается создать внутри вуза игровую комнату для временного пребывания детей. В качестве «беби-ситтеров» могут выступать студенты-психологи, или ребята, у которых попросту нет пар. На время учебы студенты мамы или папы могли бы оставлять детей в игровой, и не пропускать самые важные пары.
Предложила «Психологическая среда» не только конструктив, приятно отдающий пряником, но и легкую «пугалку» для тех студентов-юношей, которые не ходят в вуз просто так. Это регулярные встречи с военкомом, который напомнит, что служить родине – это священный долг, и как только не сдаете сессию – «добро пожаловать в армию, сынок»…
Итак, если подытожить все, о чем говорилось выше, проблему «хвостов» в отдельно взятом вузе решить можно. Главное, чтобы было обоюдное желание, чтобы был диалог и понимание, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И тогда незабываемое ощущение будет будоражить нежные студенческие души. Волшебное чувство, когда «хвост» отваливается и вырастают крылья, когда хочется взмахнуть ими и подняться высоко-высоко… Я помню, что люди не летают, как птицы… Но хоть чуточку подняться, ведь лучше низко лететь, чем быть тем, кто рожден вечно ползать.
А. Новиков
Впрочем, обо всем по порядку. Итак, «академическая задолженность» (в разговорном варианте – «хвост») может проявиться на любом этапе образования от начального общего до высшего. Конечно, странно, что некоторые это до сих пор не понимают, но «хвост» - это любой несданный зачет, экзамен, незащищенная вовремя курсовая или практика, в общем, любой вид отчетности или практической работы.
Как справедливо отмечают наши коллеги с портала «Мы студенты», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не указывает точного количества академических текущих задолженностей, которые обучающийся может иметь и, конечно же, обязан ликвидировать. Точно называются только количество возможных пересдач и максимальный срок, в который возможна ликвидация. Увы и ах, «хвост в законе» можно пересдавать всего два раза. Первый раз – преподавателю, который ведет данный курс или принимает отчетность по практике, а второй – уже целой комиссии, назначаемой деканатом или учебной частью. Не трудно посчитать, что шансов у студента при втором варианте значительно меньше. Максимальные сроки, в которые допускается пересдача «хвоста в законе» – год. Но, обратите внимание, в каждом вузе сроки могут варьироваться в зависимости от Устава и во многих случаях он может быть и минимальным – 10-14 дней со дня начала очередного семестра. Поэтому не думайте, что впереди целый год, а в первый же учебный день идите в деканат и исправляйте сложившееся положение. И помните, по закону, если должник не справился с двумя пересдачами или просто не явился к преподавателю, не имея уважительной причины – он будет отчислен.
Как говориться, закон суров, но это закон. Посмотрим, что же происходит на практике. Ведь, как известно в России правоприменительная практика столь же не идеальна, сколь не идеальны сами законы. Что ж, в жизни преподаватели (ничто человеческое им не чуждо) очень часто жалеют нерадивых студентов, позволяя пересдавать им раз за разом, закрывая глаза на мелкие недочеты. И лишь откровенное хамство по отношению к предмету или самому преподавателю, либо полное игнорирование требований к отчетности приводит к отчислению студента.
С другой стороны, как показывает все та же практика, бывают ситуации, когда пропуски и академическая задолженность возникают не на пустом месте. Многие студенты-платники сами зарабатывают себе на учебу, у кого-то уже в вузе появляются дети, да мало ли еще какие проблемы могут возникнуть. Вопрос в другом, как помочь студенту эти проблемы преодолеть и «хвосты» обрубить…
Именно с этим вопросом мы отправились в клуб «Психологическая среда» (СаГА), где с помощью игротехнических технологий решаются и более сложные вопросы. И что же вы думаете, после учета всех параметров проблемы в результате игры-тренинга удалось получить весьма эффективный рецепт решения извечной проблемы.
Во-первых, педагогам необходимо установить обратную связь со студентами, и лучше анонимную (почтовый ящик, либо блог в Интернете). Это позволит собрать более объективную информацию и сподвигнет две стороны вузовского обучения к более тесному диалогу.
Во-вторых, просто крайне необходимо совместно решать проблему занятости и работы для студентов. Например, можно создать внутривузовскую биржу труда для студентов, где будут предлагаться вакансии близкие к той профессии, по которой учится студент, и не требующие полного отрыва от обучения. Поверьте, это возможно.
В-третьих, и это реально «ноу-хау», предлагается создать внутри вуза игровую комнату для временного пребывания детей. В качестве «беби-ситтеров» могут выступать студенты-психологи, или ребята, у которых попросту нет пар. На время учебы студенты мамы или папы могли бы оставлять детей в игровой, и не пропускать самые важные пары.
Предложила «Психологическая среда» не только конструктив, приятно отдающий пряником, но и легкую «пугалку» для тех студентов-юношей, которые не ходят в вуз просто так. Это регулярные встречи с военкомом, который напомнит, что служить родине – это священный долг, и как только не сдаете сессию – «добро пожаловать в армию, сынок»…
Итак, если подытожить все, о чем говорилось выше, проблему «хвостов» в отдельно взятом вузе решить можно. Главное, чтобы было обоюдное желание, чтобы был диалог и понимание, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И тогда незабываемое ощущение будет будоражить нежные студенческие души. Волшебное чувство, когда «хвост» отваливается и вырастают крылья, когда хочется взмахнуть ими и подняться высоко-высоко… Я помню, что люди не летают, как птицы… Но хоть чуточку подняться, ведь лучше низко лететь, чем быть тем, кто рожден вечно ползать.
А. Новиков
Смешно:)
ОтветитьУдалить