В современных средствах массовой коммуникации все чаще встречается понятие «философия выбора». Однако, в научных трудах этот термин вряд ли можно встретить. Так что же за новый феномен возникает прямо на наших глазах и возможно ли научное определение данного термина. Прокомментировать данные вопросы мы попросили кандидата философских наук, профессора, ректора Самарской гуманитарной академии, Наталью Воронину.
Выбор, - это одно из проявлений свободы. А философия свободы существует. Например, философы – экзистенциалисты, такие как Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Камю, Ж.-П. Сартр, считали свободу не просто неотъемлемым свойством человеческого существования, а даже неизбежностью. «Свобода неизбежна»: не правда ли, парадоксальное словосочетание. Как-то прочитала на заборе сентенцию в духе народной философии: «Даже если вас съели, у вас все равно есть два выхода». Мы обречены на свободу. Если вы выбираете не выбирать, - то это тоже выбор. А за любым выбором следует ответственность. С точки зрения богословия, Бог захотел, чтобы человек мог любить Его свободно и поэтому допустил «негативную» свободу, свободу отказаться, свободу ОТ. Но свобода ОТ – это от-падение, нарастание неопределенности. В физике второе начало термодинамики называет движение к неопределенности хаосом, возрастанием энтропии. Человек призван к свободному выбору Блага, Добра, Бога. Вот философия выбора, с которой согласны и ученые, и богословы, и философы.
В конце 80-х были открыты советские спецхраны. Я, выпускница философского факультета, с удивлением (не подберу подходящего слова, надо бы сказать «обомлела») обнаружила, что наше советское университетское образование спрятало от нас в спецхран самые значительные достижения русской философской мысли, спрятало имена и труды философов, заложивших новые философские направления ХХ века. О.Павел Флоренский, Николай Бердяев, Лев Шестов, Василий Розанов, Семен Франк, - это великие представители русской религиозной философии, блистательные мыслители, и мы не имели возможности не только читать их труды, но и слышать о том, что они вообще жили на этом свете. Тогда мне стало понятно, что гуманитарное образование не может основываться на атеизме. Собственно говоря, Иммануил Кант показал это еще в восемнадцатом веке.
Это был выбор «верующего разума» как основания образования в противовес пытающемуся «стоять на самом себе» мышлению. Не скажу, что было просто выстроить отношения «светского» и «православного». Ведь традиции «светских православных вузов» не было. Мы не могли уподобиться идеологическому, несвободному следованию «добру», поскольку понимали, что добро без свободы превращается в свою противоположность. Священники, которые сотрудничали с нами, а тогда, еще в 1992 году был открыт православно-богословский факультет в академии, тоже не привыкли работать с невоцерковленными людьми. Факультет преобразовали в отделение, а затем закрыли. Гордимся, что проректор Самарской Духовной семинарии О. Олег Агапов был студентом этого факультета. Выпускники его стали интересными людьми, кто-то священником, кто-то иконописцем, кто-то преподавателем. Стало понятно, что наскоком таких преобразований не достичь, что нужна долгая работа, прежде всего с самими собой и параллельно со студентами.
О выборе жизненных ориентиров
Выбор жизненных ориентиров сложная задача. Сравните, как изменилась риторика по отношению к западно-европейским ценностям. Некоторые часто повторяют: «мнимые идеалы запада», и противопоставляют их «нравственности». Но западно-европейская цивилизация ведет свою историю не от Ангелы Меркель. Надо вспомнить Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля. Фома Аквинский, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, позже Декарт, Кант, Гегель, Маркс, Гуссерль, Хайдеггер, другие мыслители, великие поэты и художники - творили подлинные и общечеловеческие ценности западной цивилизации.
В концепции СаГА заложено два фундаментальных принципа, это опора на духовные основания Российской культуры и открытость достижениям мировой культуры, цивилизации, науки. Но если посмотреть на другую сторону медали, то мы сталкиваемся с тем, что существуют и мнимые идеалы - идеалы общества потребления. «Потребляю, следовательно, есть», - это идеалы общества, где уровень потребления определяет степень «достоинства» человека. К сожалению, это тоже уже «общечеловеческие» и именно псевдо-ценности. Гуманитарное образование призвано формировать уважение к столь хрупким плодам цивилизации, которые наши великие предки и все выдающиеся люди Земли добывали таким подвижническим трудом.
Студенты это будущая и уже настоящая элита нашего общества. Я верю, что они будут стремиться к истинным ценностям.
На осознанный выбор способен уже маленький ребенок. Разве родители не действуют убеждением? Разве маленький, а тем более юный человек это «овощ»? Трудность состоит в том, что открытость молодых людей и доверчивость может привести к ошибкам. Поэтому важно развивать здравый ум, рациональность (кстати, это точно западная ценность). Эмоции без разума, неспособность холодным умом додумать мысль до конца приводят к повторению то тех, то других крайностей, «хождению по граблям», неспособности извлекать уроки. Хотя истина доступна и чувствам, конечно. Есть у молодых людей огромное преимущество в принятии решений: они не отягощены бременем прошлых неудач. Страх вновь потерпеть неудачу часто толкает «взрослых» к неправильным выводам.
О перспективах выбора
Для успешного развития технического вуза требуется большая концентрация средств, без чего невозможно создание современной лабораторной базы, требуется дорогостоящее оборудование, технопарки, структуры, обеспечивающие внедрение исследований. Поэтому с воодушевлением встретило образовательное сообщество нашей области новость о вхождении Национального исследовательского Аэрокосмического университета в «Топ-14» российских вузов, которые будут соревноваться, чтобы войти в «Топ-100» лучших вузов мира. Это огромное конкурентное преимущество для нашей области, потому что это возможность опережающего развития космической и авиационной промышленности, возможность вернуться в число передовых регионов страны, возможность стать столицей науки и образования. И это хорошая новость не только для одного университета, но и для всех вузов губернии. Она открывает широкие возможности межвузовского сотрудничества. В этом сотрудничестве будет место и гуманитарным вузам.
СаГА – это вуз социально-экономической и гуманитарной направленности. Для таких вузов важен не столько масштаб, сколько то, что называют «атмосферой»: гуманитарии не должны чувствовать себя «вспомогательным» звеном, должен признаваться фундаментальный характер гуманитарных наук. Ресурсы, которые для этого необходимы, это библиотеки с доступом к научной литературе, в том числе на иностранных языках, научное общение с коллегами, электронные ресурсы, сплоченный и высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, талантливые студенты, это деловые контакты с бизнесом, государственными структурами, работодателями. Академия обладает этими ресурсами.
Фундаментальный характер гуманитарных исследований не означает их полную оторванность от жизни. Поэтому социально-значимые проекты – это вклад гуманитарных вузов в развитие региона. Наши выпускники трудятся на очень важных участках, на государственной службе, в бизнесе, в сфере образования и культуры, они вносят достойный вклад в формирование имиджа нашего региона, диплом Самарской гуманитарной академии высоко котируется работодателями.
Для меня большой честью была встреча с губернатором Самарской области, Николаем Ивановичем Меркушкиным. На этой встрече обсуждались перспективы развития академии и ее потребности. Обсуждался вопрос о продолжении строительства учебного корпуса на ул. Дыбенко, губернатору понравился проект здания. Была поддержана образовательная концепция академии, взаимодействие с Русской Православной Церковью, участие вуза в социальных проектах. Николай Иванович Меркушкин сказал, что нашему вузу будет оказываться поддержка нашим главным учредителем, Самарской областью. Многое будет зависеть и от нашей активности и профессионализма, от нашей гражданской позиции от нашего желания и способностей работать на благо региона. Некоторые наши проекты, в частности, проект, касающейся участия молодежной журналистики в информационном сопровождении проектов области, включен в план области на 2015-2017 годы. Сейчас мы готовимся принять на Ученом совете план развития СаГА на 2014-2015 учебный год в рамках стратегии и программы развития вуза. Мы готовы рассматривать проекты студентов, молодых преподавателей и включить их в программу развития, выходить с этими инициативами на уровень города и области.
Беседовал А. Новиков
Выбор, - это одно из проявлений свободы. А философия свободы существует. Например, философы – экзистенциалисты, такие как Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Камю, Ж.-П. Сартр, считали свободу не просто неотъемлемым свойством человеческого существования, а даже неизбежностью. «Свобода неизбежна»: не правда ли, парадоксальное словосочетание. Как-то прочитала на заборе сентенцию в духе народной философии: «Даже если вас съели, у вас все равно есть два выхода». Мы обречены на свободу. Если вы выбираете не выбирать, - то это тоже выбор. А за любым выбором следует ответственность. С точки зрения богословия, Бог захотел, чтобы человек мог любить Его свободно и поэтому допустил «негативную» свободу, свободу отказаться, свободу ОТ. Но свобода ОТ – это от-падение, нарастание неопределенности. В физике второе начало термодинамики называет движение к неопределенности хаосом, возрастанием энтропии. Человек призван к свободному выбору Блага, Добра, Бога. Вот философия выбора, с которой согласны и ученые, и богословы, и философы.
В конце 80-х были открыты советские спецхраны. Я, выпускница философского факультета, с удивлением (не подберу подходящего слова, надо бы сказать «обомлела») обнаружила, что наше советское университетское образование спрятало от нас в спецхран самые значительные достижения русской философской мысли, спрятало имена и труды философов, заложивших новые философские направления ХХ века. О.Павел Флоренский, Николай Бердяев, Лев Шестов, Василий Розанов, Семен Франк, - это великие представители русской религиозной философии, блистательные мыслители, и мы не имели возможности не только читать их труды, но и слышать о том, что они вообще жили на этом свете. Тогда мне стало понятно, что гуманитарное образование не может основываться на атеизме. Собственно говоря, Иммануил Кант показал это еще в восемнадцатом веке.
Это был выбор «верующего разума» как основания образования в противовес пытающемуся «стоять на самом себе» мышлению. Не скажу, что было просто выстроить отношения «светского» и «православного». Ведь традиции «светских православных вузов» не было. Мы не могли уподобиться идеологическому, несвободному следованию «добру», поскольку понимали, что добро без свободы превращается в свою противоположность. Священники, которые сотрудничали с нами, а тогда, еще в 1992 году был открыт православно-богословский факультет в академии, тоже не привыкли работать с невоцерковленными людьми. Факультет преобразовали в отделение, а затем закрыли. Гордимся, что проректор Самарской Духовной семинарии О. Олег Агапов был студентом этого факультета. Выпускники его стали интересными людьми, кто-то священником, кто-то иконописцем, кто-то преподавателем. Стало понятно, что наскоком таких преобразований не достичь, что нужна долгая работа, прежде всего с самими собой и параллельно со студентами.
О выборе жизненных ориентиров
Выбор жизненных ориентиров сложная задача. Сравните, как изменилась риторика по отношению к западно-европейским ценностям. Некоторые часто повторяют: «мнимые идеалы запада», и противопоставляют их «нравственности». Но западно-европейская цивилизация ведет свою историю не от Ангелы Меркель. Надо вспомнить Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля. Фома Аквинский, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, позже Декарт, Кант, Гегель, Маркс, Гуссерль, Хайдеггер, другие мыслители, великие поэты и художники - творили подлинные и общечеловеческие ценности западной цивилизации.
В концепции СаГА заложено два фундаментальных принципа, это опора на духовные основания Российской культуры и открытость достижениям мировой культуры, цивилизации, науки. Но если посмотреть на другую сторону медали, то мы сталкиваемся с тем, что существуют и мнимые идеалы - идеалы общества потребления. «Потребляю, следовательно, есть», - это идеалы общества, где уровень потребления определяет степень «достоинства» человека. К сожалению, это тоже уже «общечеловеческие» и именно псевдо-ценности. Гуманитарное образование призвано формировать уважение к столь хрупким плодам цивилизации, которые наши великие предки и все выдающиеся люди Земли добывали таким подвижническим трудом.
Студенты это будущая и уже настоящая элита нашего общества. Я верю, что они будут стремиться к истинным ценностям.
На осознанный выбор способен уже маленький ребенок. Разве родители не действуют убеждением? Разве маленький, а тем более юный человек это «овощ»? Трудность состоит в том, что открытость молодых людей и доверчивость может привести к ошибкам. Поэтому важно развивать здравый ум, рациональность (кстати, это точно западная ценность). Эмоции без разума, неспособность холодным умом додумать мысль до конца приводят к повторению то тех, то других крайностей, «хождению по граблям», неспособности извлекать уроки. Хотя истина доступна и чувствам, конечно. Есть у молодых людей огромное преимущество в принятии решений: они не отягощены бременем прошлых неудач. Страх вновь потерпеть неудачу часто толкает «взрослых» к неправильным выводам.
О перспективах выбора
Для успешного развития технического вуза требуется большая концентрация средств, без чего невозможно создание современной лабораторной базы, требуется дорогостоящее оборудование, технопарки, структуры, обеспечивающие внедрение исследований. Поэтому с воодушевлением встретило образовательное сообщество нашей области новость о вхождении Национального исследовательского Аэрокосмического университета в «Топ-14» российских вузов, которые будут соревноваться, чтобы войти в «Топ-100» лучших вузов мира. Это огромное конкурентное преимущество для нашей области, потому что это возможность опережающего развития космической и авиационной промышленности, возможность вернуться в число передовых регионов страны, возможность стать столицей науки и образования. И это хорошая новость не только для одного университета, но и для всех вузов губернии. Она открывает широкие возможности межвузовского сотрудничества. В этом сотрудничестве будет место и гуманитарным вузам.
СаГА – это вуз социально-экономической и гуманитарной направленности. Для таких вузов важен не столько масштаб, сколько то, что называют «атмосферой»: гуманитарии не должны чувствовать себя «вспомогательным» звеном, должен признаваться фундаментальный характер гуманитарных наук. Ресурсы, которые для этого необходимы, это библиотеки с доступом к научной литературе, в том числе на иностранных языках, научное общение с коллегами, электронные ресурсы, сплоченный и высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, талантливые студенты, это деловые контакты с бизнесом, государственными структурами, работодателями. Академия обладает этими ресурсами.
Фундаментальный характер гуманитарных исследований не означает их полную оторванность от жизни. Поэтому социально-значимые проекты – это вклад гуманитарных вузов в развитие региона. Наши выпускники трудятся на очень важных участках, на государственной службе, в бизнесе, в сфере образования и культуры, они вносят достойный вклад в формирование имиджа нашего региона, диплом Самарской гуманитарной академии высоко котируется работодателями.
Для меня большой честью была встреча с губернатором Самарской области, Николаем Ивановичем Меркушкиным. На этой встрече обсуждались перспективы развития академии и ее потребности. Обсуждался вопрос о продолжении строительства учебного корпуса на ул. Дыбенко, губернатору понравился проект здания. Была поддержана образовательная концепция академии, взаимодействие с Русской Православной Церковью, участие вуза в социальных проектах. Николай Иванович Меркушкин сказал, что нашему вузу будет оказываться поддержка нашим главным учредителем, Самарской областью. Многое будет зависеть и от нашей активности и профессионализма, от нашей гражданской позиции от нашего желания и способностей работать на благо региона. Некоторые наши проекты, в частности, проект, касающейся участия молодежной журналистики в информационном сопровождении проектов области, включен в план области на 2015-2017 годы. Сейчас мы готовимся принять на Ученом совете план развития СаГА на 2014-2015 учебный год в рамках стратегии и программы развития вуза. Мы готовы рассматривать проекты студентов, молодых преподавателей и включить их в программу развития, выходить с этими инициативами на уровень города и области.
Беседовал А. Новиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий