воскресенье, 16 марта 2014 г.

Самарские вузы подтверждают эффективность

Осталось совсем немного времени до того самого момента, когда тысячи самарских школьников поставят заветные галочки в нужных квадратиках и отправятся «во взрослую жизнь». Естественно, большинство ребят планирует получить высшее образование. Однако, если с техническими вузами все более или менее понятно, то гуманитариям приходится нелегко. Мало того, что пресловутым «лирикам» сокращают количество бюджетных мест, так еще и не совсем ясно куда идти. Где-то у филиала отозвали лицензию, кто-то под угрозой объединения, и даже под классическим СамГУ пошатнулась почва. Да тут еще надо учитывать новый параметр «эффективность», а с этим у некоторых гуманитарных вузов явные проблемы.


В самом конце прошлого года пришло хорошее известие – после пресловутой оптимизации из списка неэффективных удалось ускользнуть главному педвузу региона (ПГСГА). И вот еще одна хорошая новость. В феврале 2014 года, свою эффективность в очередной раз подтвердила и Самарская гуманитарная академия (не путать с Современной гуманитарной – это разные вузы). А это значит, что возможность получить качественное высшее гуманитарное образование в Самарской области у выпускников школ сохраняется.

Надо отметить, что Самарская гуманитарная академия прошла аккредитацию уже по новым, ужесточенным правилам, подтвердив при этом статус "академия". В свое время СаГА стала первым негосударственным вузом Самары, который в 1992 году получил государственную лицензию, а в 2009 и в 2011 годах вошел в рейтинг " 100 лучших вузов России".

А теперь к вопросу о перспективах гуманитарных профессий. Недавно делегация Самарской гуманитарной академии побывала в гостях у своих новых партнеров: в Хебейском университете (г. Баодин, КНР). Самарцев искренне удивил тот факт, что в китайском университете на философском факультете  обучается 6 000 (!) студентов, которые по окончании вуза в основном идут на государственную службу. Мудрые китайцы не забывают о важности гуманитарного и идеологического сопровождения своих социальных преобразований. Будем надеяться, что и в России спор между «физиками» и «лириками» в скором времени превратится в гармоничный союз!

Для справки: 

Комментирует ректор Самарской гуманитарной академии, к.ф.н., профессор, Наталья Воронина, член Российского Союза ректоров

До  лета 2012 года, когда Министерством образования и науки РФ был первый раз проведен "Мониторинг эффективности вузов", родителям и абитуриентам было известно, что вуз, в который стоит поступать, должен иметь ЛИЦЕНЗИЮ и АККРЕДИТАЦИЮ. Лицензия дает право вести образовательную деятельность, а аккредитация подтверждает качество образования и его соответствие государственным стандартам, дает отсрочку от службы в армии и право на государственный диплом. Но вот появился новый термин: "эффективность". Что такое эффективный и неэффективный вуз? Как связаны эффективность и аккредитация ?

Целью мониторинга эффективности является "оптимизация структуры", то есть фактически уменьшение количества  вузов. Эта задача поставлена, с одной стороны, чтобы сократить расходы государственного бюджета, с другой стороны, чтобы выявить наиболее слабые вузы, независимо от форм их собственности. А также задать высокую планку для развивающихся вузов.  Неэффективный вуз может иметь и лицензию, и государственную аккредитацию. Но если он признан неэффективным, его ожидает внеочередная проверка. В случае, если вуз в установленный срок (как правило, 2-3 месяца) не устранит выявленные недостатки, ему грозит отзыв лицензии (разумеется в случае, если это лицензионные нарушения).

Чтобы быть "эффективным" в дополнение требований лицензирования и аккредитации, вуз должен принимать студентов с высокими баллами ЕГЭ, иметь хорошие финансовые показатели, много тратить денег на развитие науки, иметь хорошую инфраструктуру (учебные корпуса, лаборатории), иметь зарубежных  студентов, иметь очень хороший профессорско-преподавательский состав. Все это, в полном объеме, имеется в Самарской гуманитарной академии

А. Новиков

Комментариев нет:

Отправить комментарий