вторник, 10 июня 2014 г.

Конфуций и конфуцианство

В глубокой древности в Китае возникло конфуцианство, которое рассматривало природу как промежуточное звено, как посредника между людьми и богами. Конфуцианство — самое распространённое учение в Китае, которое продолжает существовать в общественном сознании китайцев.


Некоторые философы считают, что конфуцианство подобно религии. На самом деле - это философское учение. Ведь в конфуцианстве отсутствуют сверхъестественные силы, нет мистицизма и чудес —  всё совершенно логично. Более двух тысяч лет конфуцианство властвовало над умами китайцев. Конфуцианские каноны играют важную роль в формировании жизненных устоев китайцев. В настоящее время разные культуры процветают и людей больше и больше интересуют Конфуций и конфуцианство.

Конфуций – основатель школы конфуцианства в Китае, выдающийся и превосходный мыслитель и учитель. Кун Цю (так звучит по-китайски имя великого философа) родился  в 551 году до нашей эры в городе Цюйфу  (на территории современной провинций Шаньдун), потом его стали уважительно называть Кунзцы, что значит учитель Кун. Хотя он родился в семье мелкого чиновника, Кунзцы поражал всех своим прилежанием и тщательным следованием ритуалам и обрядам. Вместе со своими многочисленными учениками он совершил паломничество по стране, искал достойного правителя, проповедовал свои социально-этические взгляды. Затем вернулся на родину и в 479 году до нашей эры умер в Цюйфу. В Цюйфу ещё сохранился его храм, там написано: «Самый святой, наделенный даром предвидения мудрец Конфуций  — место его успокоения».

У Конфуция были собственные жизненные цели и принципы. Ученый писал: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учёбе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду  от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».

1. Политические идеи
Его основные политические идеи — этикет и альтруизм. Он выступает за то, что надо управлять страной, следуя морали и этикету, правители должны быть мудры, чиновники бескорыстны, и тогда народ будет  благоденствовать.  Ученый писал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и исправится». Его вера отражает гуманизм, и его гуманистические идеи являются квинтэссенцией древних социально-политических идей.
2. Идеал благородного мужа
Конфуций сформулировал качества идеального человека - благородного мужа. Благородный муж должен обладать пятью добродетелями:  гуманностью, справедливостью, обрядностью, умом, верностью. Он должен быть человеком честным, искренним и прямодушным. Ученый писал: «Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки». Благородный муж должен стремиться быть медленным в словах и быстрым в делах. Говорят, что благородный муж безмятежен и спокоен, а маленький человек постоянно встревожен и обеспокоен. Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них есть доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного.
3. Мысли об образовании
Конфуций впервые в Китае признал, что у каждого есть природные данные, но образование и социальное воздействие влияют на способности людей. Поэтому у каждого должна быть возможность получить образование. По его мнению, нравственное воспитание — самое важное в школьном образовании. Учиться и не размышлять - значит напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно. Мыслитель писал: «Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учёбе. Учитель сказал: учиться и время от времени повторять изученное - разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Разве человек, который остаётся в неизвестности и не испытывает обиды не благородный муж? Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть учителем».
4. Эстетические идеи
Сила эстетики — в единстве красоты и доброты, то есть в единстве формы и содержания. Надо сочетать политическую нравственность с литературой, нужно научить народ доброте, красоте и правде.

Конечно, многие его известные мысли оказали большое влияние на китайцев. В них отражено духовное богатство и менталитет китайской нации. Например, молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его — уважение к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и общаться с теми, кто проповедует гуманистические идеи. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг.

Все больше стран создают храмы и институты Конфуция. Такие культурные объекты играют очень важную роль для распространения культуры в сегодняшней социальной жизни.
Каждый народ хранит в памяти имена своих мыслителей, и в Китае Конфуций считается великим мыслителем и ученым. Мы гордимся им и следуем его заветам.

Ма Цзин,магистрант Хэбэйского университета (Китай)
Чжан Цзя Цзюнь,магистрант Хэбэйского университета (Китай)


Комментариев нет:

Отправить комментарий